Система охлаждения ваз 2106 1988 г
Устройство системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2106 и ВАЗ-2103
Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Вместимость системы 9,85 л, включая систему отопления салона кузова. Система охлаждения состоит из следующих элементов: насоса 36 охлаждающей жидкости, радиатора, расширительного бачка 8, трубопроводов и шлангов, электровентилятора 19, рубашек охлаждения блока и головки блока цилиндров.
При работе двигателя жидкость, нагретая в рубашках охлаждения, поступает через выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиатор или термостат в зависимости от положения клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом 36 и подается вновь в рубашки охлаждения.
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Вместимость системы 9,85 л, включая систему отопления салона кузова. Система охлаждения состоит из следующих элементов: насоса 36 охлаждающей жидкости, радиатора, расширительного бачка 8, трубопроводов и шлангов, вентилятора 19, рубашек охлаждения блока и головки блока цилиндров.
При работе двигателя жидкость, нагретая в рубашках охлаждения, поступает через выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиатор или термостат в зависимости от положения клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом 36 и подается вновь в рубашки охлаждения.
Проверка уровня охлаждающей жидкости осуществляется на холодном двигателе (при температуре плюс 15-20°С) по уровню жидкости в расширительном бачке 8, который должен быть на 3-4 мм выше метки «MIN».
Для контроля температуры охлаждающей жидкости имеется датчик, установленный в головке цилиндров, и указатель на щитке приборов. При нормальном температурном режиме работы двигателя стрелка указателя стоит у начала красного поля шкалы в пределах 80-100°С. Переход стрелки в красную зону указывает на повышенный тепловой режим двигателя, который может быть вызван неполадками в системе охлаждения (ослабление ремня привода насоса, недостаточное количество охлаждающей жидкости, неисправности термостата или электровентилятора), а также тяжелыми дорожными условиями.
Слив жидкости из системы осуществляется через сливные отверстия, закрываемые пробками: одна — в левом углу нижнего бачка 33 радиатора, другая — в блоке цилиндров слева по ходу движения автомобиля.
К системе охлаждения подключен отопитель салона автомобиля. Нагретая жидкость из головки цилиндров поступает по шлангу 4 через кран в радиатор отопителя, а по шлангу 3 и трубке 1 отсасывается насосом 36.
Насос охлаждающей жидкости
Насос охлаждающей жидкости — центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновым ремнем привода генератора. Насос крепится к блоку цилиндров с правой стороны через уплотнительную прокладку.
Корпус 30 и крышка 25 насоса отлиты из алюминиевого сплава. В крышке подшипника 24, который стопорится винтом 28, установлен валик 27. Подшипник 24 двухрядный, неразборный, без внутренней обоймы. Подшипник заполнен смазкой при сборке и в дальнейшем не смазывается. На валик 27 с одной стороны напрессована крыльчатка 31, а с другой — ступица 26 шкива привода насоса. Торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительным кольцом, закален токами высокой частоты на глубину 3 мм. Уплотнительное кольцо прижимается к крыльчатке пружиной через резиновую манжету 29. Сальник неразборный, состоит из наружной латунной обоймы 23, резиновой манжеты и пружины. Он запрессован в крышку 25 насоса.
Корпус насоса имеет приемный патрубок 32 и окно 22 в сторону блока цилиндров для подачи насосом охлаждающей жидкости. При нормальном натяжении ремня привода насоса прогиб его под усилием 10 кгс должен быть в пределах 10-15 мм.
Электровентилятор
Вентилятор четырехлопастной, изготовлен из пластмассы. Лопасти вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменный шаг по ступице. Вентилятор устанавливается на вал электродвигателя и прижимается гайкой. Для лучшей эффективности работы вентилятор находится в кожухе 18, который крепится болтами к кронштейнам радиатора. Электродвигатель в сборе с вентилятором устанавливается на три резиновые втулки и крепится гайками на шпильки кожуха 18 вентилятора.
Включение и выключение электровентилятора 19 осуществляется автоматически в зависимости от температуры жидкости с помощью датчика типа ТМ-108, установленного в нижнем бачке радиатора с левой стороны. Температура замыкания контактов датчика должна быть в пределах 89-95°С, а размыкания в пределах 84-90°С.
В вариантных исполнениях на автомобилях ВАЗ-21061 могут устанавливаться вентиляторы с механическим приводом от ступицы валика насоса охлаждающей жидкости.
Радиатор
Радиатор с верхним и нижним бачками, с двумя рядами латунных вертикальных трубок и лужеными охлаждающими пластинками крепится четырьмя болтами к передку кузова и опирается на резиновые опоры 21.
Заливная горловина 15 радиатора закрывается пробкой 11 и соединяется шлангом 10 с полупрозрачным пластмассовым расширительным бачком 8. Пробка радиатора имеет впускной клапан 13 и выпускной 12, через которые радиатор соединяется шлангом с расширительным бачком. Впускной клапан не прижат к прокладке (зазор 0,5-1,1 мм) и допускает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный бачок при нагревании и охлаждении двигателя.
С 1988 г. на автомобилях устанавливаются радиаторы с алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками.
Термостат и работа системы охлаждения
Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя и поддерживает необходимый тепловой режим работы двигателя. При оптимальном тепловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть 85-95°С.
Термостат 38 состоит из корпуса 43 и крышки 46, которые завальцованы вместе с седлом основного клапана 41. Термостат имеет входной патрубок 40 для впуска охлажденной жидкости от радиатора, патрубок 44 перепускного шланга 5 для перепуска жидкости из головки цилиндров в термостат и патрубок 45 для подачи охлаждающей жидкости в насос 36.
Основной клапан установлен в стакан термоэлемента, в котором завальцована резиновая вставка 39. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 47, закрепленный на неподвижном держателе. Между стенками и резиновой вставкой помещен термочувствительный твердый наполнитель. Основной клапан 41 прижимается пружиной к седлу. На клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан 42, поджимаемый пружиной.
Схема охлаждения ВАЗ 2106 и замена тосола
Сегодня мы рассмотрим все элементы, из которых состоит схема охлаждения ВАЗ 2106, а самое главное – узнаем, как провести замену охлаждающей жидкости, термостата, водяной помпы. На самом первом фото вы можете увидеть все элементы системы, именно по ней сейчас и будет строиться все повествование. Также будет рассмотрено, как провести замену охлаждающей жидкости в системе, а также как избавиться от воздушных пробок.
Схема системы на шестерке
Сразу нужно сказать, что она состоит из двух контуров – малого и большого. Посмотрите на фото и обратите внимание на стрелки, они указывают, в каком направлении движется тосол. 2106 – это не единственная модель с подобной схемой, вся классика имеет аналогичные конструкции системы. Нужно оговориться: тосол и антифриз – это одно и то же. По сути, тосол – это марка антифриза, а отличается от того, который вы привыкли видеть, только по количеству и качеству присадок. Тосол – это советское обозначение антифриза.
Работа термостата при различных температурах тосола
Если уж вдаваться в детали, провести расшифровку слова «антифриз», то его можно буквально перевести – «против холода». Это жидкость, которая не замерзает. Водка – тоже антифриз. В ней только присадок необходимых нет. Ну да ладно, хватит разглагольствовать, нужно же еще разобраться, из чего состоит схема охлаждения ВАЗ 2106. Итак, начнем с самого начала. Вы приходите утром к автомобилю, садитесь за руль и заводите мотор. В этот момент жидкость в системе начинает принудительно двигаться по малому кругу.
Заставляет жидкость двигаться помпа 2106. Цена ее в магазинах составляет около 700 рублей. Но это только крышка с крыльчаткой. Подробную конструкцию рассмотрим немного ниже. Теперь у вас двигатель работает, прогревается, в камерах сгорания происходят вспышки. В результате этого поверхность цилиндров нагревается до большой температуры. Но все тепло отдается в жидкость, которая протекает по рубашке охлаждения двигателя.
А когда происходит прогрев до температуры в интервале 80..85 градусов, включается в работу термостат ВАЗ 2106, цена его в районе 400 рублей. Он закрывает циркуляцию по малому кругу и пускает тосол по большому. А большой круг охлаждения – это включение в схему одного дополнительного узла – радиатора. Стоит упомянуть о том, что циркуляция жидкости происходит по радиатору печки постоянно, независимо от того, в каком положении находятся клапаны термостата.
Расширительный бачок шестерки
И если кипит тосол в расширительном бачке ВАЗ 2106, то можно предположить две поломки – выход из строя термостата или помпы. В большинстве случаев, конечно, виноват термостат. Это устройство весьма нежное и хрупкое, а внутри системы охлаждения обычно так много всякого мусора, который оседает на поверхности клапанов термостата. И если он ломается, то жидкость циркулирует по малому кругу, не попадая в радиатор охлаждения. И тут уж совершенно не важно, в пробке вы едете, либо по трассе на нормальной скорости. Тосол все равно будет кипеть.
Замена охлаждающей жидкости
Ориентир держите на фото, приведенные в статье, они помогут вам визуально определиться с каждым шагом. Если у вас в расширительный бачок ВАЗ 2106 залита вода, то сливать ее можно прямо на землю, не боясь ее потерять. И самое главное – не опасаясь получить косые взгляды от партии зеленых. Если же залит тосол, то потребуется обзавестись подходящей емкостью. Кроме того, вам необходим небольшой набор инструмента – ключ на 13. Больше ничего не потребуется.
Выкручиваете заглушку в самой нижней части радиатора
Первым делом открываете крышку на радиаторе. Емкость ставите под сливное отверстие в нижней его части. И выкручиваете заглушку от руки. Ждете, когда вся жидкость стечет. При этом не нужно забывать, что кран отопителя 2106 должен быть полностью открыт! Иначе жидкость не сможет из него уйти, от замены толка никакого не будет. После того, как вся жидкость ушла из радиатора, нужно установить емкость под блок. На нем имеется отверстие, в которое вкручена заглушка. При помощи ключа на 13 открываете сливное отверстие и избавляетесь от остатков жидкости.
Выкручиваете на блоке ДВС заглушку, не забывайте открыть кран отопителя
Вот и все, теперь осталось закрыть все отверстия, да залить новую жидкость в радиатор. Можно о нем пару слов сказать. Медный радиатор ВАЗ 2106 использовать предпочтительнее, так как у него, в сравнении с пластиковым, имеются преимущества:
- Ремонтопригоден.
- Высокая теплоотдача.
Недостаток – высокая цена и масса. Итак, заливаете тосол в радиатор, покуда он не наполнится. Заметьте, краник печки ВАЗ 2106 все еще должен быть открытым! Как только система наполнилась, заводите двигатель и ждете, пока прогреется тосол до 80..85 градусов.
Как только жидкость прогреется до рабочей температуры, сразу же она уйдет, радиатор станет практически пустым. Поэтому внимательно следите, чтобы вовремя долить тосол. К сожалению, схема охлаждения ВАЗ 2106 не такая, как на девятках, поэтому придется воспользоваться своими руками, чтобы избавиться от воздушных пробок в патрубках. Воспользуйтесь перчаткой, чтобы не получить ожог. Руками интенсивно сжимаете патрубки системы охлаждения, при этом заливное отверстие радиатора должно быть закрыто, а в расширительном бачке необходимо поддерживать уровень тосола выше минимума.
Минимальный уровень тосола в расширительном бачке
Вот и все, такая простая и сложная одновременно схема охлаждения ВАЗ 2106, теперь осталось только дать последнюю рекомендацию – все работы проводите только на остывшем моторе. Тосол является токсичным веществом, его воздействие на кожу непредсказуемо. Мало того, что можно получить ожог, так он еще и долго будет заживать. А напоследок посмотрите видео о том, как в классике провести замену охлаждающей жидкости:
Обслуживаем систему охлаждения автомобиля ВАЗ 2106 правильно
Штатная система охлаждения ВАЗ 2106 представляет собой герметичный жидкостной комплекс, где охлаждающая жидкость циркулирует в принудительном режиме. Общий объем системы охлаждения составляет около 10 литров вместе с отопителем салона.
Штатная система охлаждения «шестерки»
Такая система охлаждения ВАЗ 2106, схема которой расположена на многих автомобильных интернет-ресурсах, включает в себя следующие основные компоненты:
- водяной насос (помпу);
- радиатор;
- термостат;
- расширительный бачок;
- патрубки системы охлаждения трубопроводов и шлангов;
- вентилятор электрического типа;
- охладительные рубашки блока и ГБЦ.
В штатной работе системы охлаждения применяется особенная автомобильная жидкость-охладитель марки «Тосол А-40 (65)», которая состоит из водного раствора этиленгликоля с особенными добавками. Число после литеры «А» означает стартовое температурное значение кристаллизации охладителя в системе охлаждения.
В летне-весенний сезон некоторые автолюбители могут добавлять в тосол воду, однако, мы это делать не рекомендуем, т.к. снижаются смазывающие свойства охладителя, что негативно влияет на техническое состояние компонентов водяного насоса транспортного средства. При подогреве или в ходе эксплуатации силовой установки рабочее тело системы охлаждения подлежит расширению. Поэтому необходимо заполнять объем системы охлаждения не в полной мере, т.к. часть расширенной и нагретой жидкости вытечет.
Линейный коэффициент текучести тосола меньше такого же параметра у воды, т.е. способность к проникновению через микроскопические щели у охладителя выше. В связи с этим повышаются требования к герметичности системы охлаждения двигателя ВАЗ 2106, т.е. к крепежу патрубков системы охлаждения и иных соединений. Заменять жидкостной объем системы охлаждения полностью рекомендуется после пробега транспортным средством расстояния в 60 тыс. км, но не реже чем в двухгодичный срок. Главное при этом – не понижать концентрацию этиленгликоля в охладителе за счет доливания воды.
Типичные неисправности системы охлаждения
Основные неисправности системы охлаждения возникают в случае нарушения кондиций при функционировании транспортного средства. Это случается, когда систему заполняют водой, что влечет за собой появление ржавчины и появляются дефекты элементов системы. Если датчик температуры охлаждающей жидкости силовой установки автомобиля находится в красном сегменте шкалы, то это означает, что мотор начинает перегреваться, что ведет к деструктивным последствиям.
Независимо от времени года, следует:
- Открыть краник отопителя салона на максимальное значение.
- С помощью заслонки предельно увеличить поступление в салон подогретых воздушных масс.
- На максимальный уровень добавить функционал ЭДГ печки.
- Включить аварийную сигнализацию и припарковаться с отжатым сцеплением.
- Оставить силовую установку работающей до нормализации температурного значения или хотя бы ухода стрелки из красного сектора.
- Отопитель салона не выключать для получения максимальной отдачи тепловой энергии в пространство.
После доведения уровня температурного значения охлаждающей жидкости до рабочего значения необходимо начинать ремонт системы охлаждения ВАЗ 2106, при котором обязательно придется сливать охладитель, если придется заменять какую-нибудь деталь системы. Для проведения работ необходимо знать объем системы охлаждения радиатора, если предстоит слив охладителя с радиаторного элемента.
А для замены рабочей жидкости советуем провести предварительно промывку системы охлаждения, которая осуществляется в следующей очередности:
- Подготавливаем необходимые инструменты, запасные резервуары, химикаты для производства работ по промывке системы охлаждения.
- Сливаем рабочую жидкость-охладитель из блока агрегата и системы охлаждения радиатора в специально подготовленный для этой цели бак.
- Закручиваем снятую пробку слива в радиаторной системе и наливаем в охладительную систему обыкновенную проточную воду и добавляем в нее специальный химикат для промывки мотора, который можно приобрести в любом автомобильном магазине.
- Ставим на место снятую крышку пластмассового бачка для расширения охладителя.
- Запускаем моторный агрегат и доводим его температурное значение до рабочей кондиции, после чего оставляем его в работающем состоянии 5-7 мин.
- Глушим мотор, доводим до температуры 60 градусов по Цельсию и сливаем воду из охладительной системы.
- Такую операцию проделываем, пока из системы не будет выходить чистая вода без мелкофракционных взвесей.
- Сливаем отработанную рабочую жидкость из системы, после чего рассоединяем патрубки системы охлаждения шланги от нижнего и верхнего радиаторного бачка.
- Берем шланг для полива и устанавливаем его в верхний радиаторный патрубок с последующим пропусканием воды через радиаторные компоненты, пока жидкость не будет выливаться прозрачной через нижнее отверстие радиатора.
- Аналогично промывается радиатор отопителя.
- Для промывки охладительной рубашки мотора подсоединяем шланг в выходное отверстие термостата. Далее последовательно пропускаем воду через рубашку со сливом прозрачной воды через нижний шланг.
- В окончании процесса необходимо залить в систему новый охладитель.
В интернете имеются видео ролики по промывке систем охлаждения автомобилей, которые для ясности лучше посмотреть.
Система охлаждения ВАЗ-2106. Система охлаждения двигателя ВАЗ-2106
Состоит система охлаждения ВАЗ-2106 из нескольких элементов. Причем каждый выполняет свои функции, о них более подробно будет рассказано ниже. Система на «шестерках» отличается от той, которая применена на автомобилях поздних моделей (начиная с 2108). Способ заправки охлаждения несколько отличается: жидкость заливается сначала в радиатор, затем — в бачок для поддержания необходимого уровня. Да и еще есть несколько мелких деталей, которые отличают систему от более новых. Но это не говорит о том, что система охлаждения «шестерок» несовершенна и плохо работает.
Малый круг циркуляции жидкости
Допустим, вы запускаете холодный двигатель. Процесс циркуляции жидкости в нем начинается моментально, с первых оборотов коленчатого вала. Жидкость начинает свое движение сначала по малому кругу. В него входят все элементы, за исключением радиатора. Система охлаждения двигателя ВАЗ-2106 функционирует таким образом, что при циркуляции жидкости по малому кругу происходит прогрев радиатора печки. Кроме того, из-за быстрого движения жидкости, которая не успевает остыть, времени на прогрев двигателя затрачивается меньше.
Большой круг
Когда температура антифриза достигает значения 85 градусов, происходит подключение радиатора охлаждения. С его помощью намного эффективнее снижается температура, за счет этого происходит поддержка ее значения на оптимальном уровне. Система охлаждения включает в себя механический или электрический вентилятор. О них будет рассказано ниже, а также рассмотрены все преимущества и недостатки каждого типа вентиляторов.
Расширительный бачок
Казалось бы, что можно рассказать о таком простом и незамысловатом элементе, как расширительный бачок. С одной стороны, в качестве него можно использовать любую емкость, которая удовлетворяет некоторым условиям. Но без этого узла не сможет работать нормально система охлаждения ВАЗ-2106. Объем жидкости всегда меняется, он непостоянен. А вот места для нее больше не становится в патрубках, рубашке двигателя и радиаторе. А причина того, что объем жидкости изменяется, – это постоянное колебание ее температуры.
Когда происходит повышение температуры (нагрев), то расстояние между молекулами вещества увеличивается. Это все знают из курса физики. А теперь представьте, если произошло повышение температуры антифриза с нуля до 80 градусов. Конечно же, его объем тоже станет больше. И куда-то должны деваться излишки жидкости. Они уходят через патрубок в расширительный бачок. Когда же происходит падение температуры, то объем неуклонно уменьшается. И все излишки, которые ушли в бак, возвращаются в радиатор и патрубки.
Патрубки системы
Это именно те элементы, которые необходимы для того, чтобы система охлаждения двигателя ВАЗ-2106 нормально функционировала. С их помощью произведено соединение всех узлов и агрегатов, участвующих в работе системы. Циркуляция жидкости происходит только лишь при помощи этих элементов. Патрубки изготовлены из толстой резины, внутри нее имеется корд, который дополнительно усиливает конструкцию. Следовательно, патрубкам не страшны изгибы, мелкие удары и серьезные деформации.
Для каждой модели автомобилей патрубки имеют различную форму. Все напрямую зависит от того, какое расстояние между соединяемыми узлами. Также играет немалую роль и то, в какой точке происходит подключение патрубков к системе. За счет того что внутренняя часть патрубка идеально гладкая, она максимально плотно прилегает к металлическим трубкам, с которыми производится соединение. Для максимальной эффективности можно использовать при монтаже герметики на основе силикона. С внешней стороны каждый патрубок обжимается металлическим хомутом. Чем последний шире, тем качественнее будет соединение.
Жидкостный насос
Данный элемент системы позволяет улучшить циркуляцию жидкости по патрубкам и радиаторам. Конечно, за счет того что горячий антифриз движется, вытесняя холодный, система кое-как, но будет работать. Однако крайне важно придать дополнительное ускорение, чтобы обеспечить два условия. Во-первых, жидкость не должна нагреваться до критических температур. Во-вторых, она должна как можно быстрее охлаждаться. Кратковременный нагрев и охлаждение позволяют удержать температуру на заданном уровне.
Жидкостный насос – это ротор в алюминиевом корпусе, у которого с внутренней стороны находится крыльчатка, а с внешней — шкив привода. Именно с помощью крыльчатки нормально работает система охлаждения ВАЗ-2106 (схема движения потоков жидкости приведена на рисунке выше). Крыльчатка изготавливается из пластика. Но встречаются и алюминиевые образцы, только использовать их неразумно по той причине, что они могут быстро разрушиться в случае применения воды, а не антифриза. Наиболее частая неисправность в помпе – это поломка подшипника. Она может разбиваться постепенно при чрезмерном натяжении ремня привода.
Кран печки
Пожалуй, в «шестерках», да и во всей классике, это самый ненадежный элемент. К сожалению, качество данного узла хорошее, но конструкция у него такая, что невозможно долго эксплуатировать этот кран. Его функция – перекрывать поток горячей жидкости, который поступает в радиатор печки. Во многом только из-за этого крана ломается система охлаждения ВАЗ-2106. Неисправности данного узла можно увидеть по нескольким признакам. Самый первый – это наличие антифриза на коврике возле сиденья пассажира.
Выход из строя крана сопровождается тем, что он либо не открывает подачу горячего антифриза, либо не перекрывает ее. При этом, кстати, будет двигаться металлический флажок, расположенный на корпусе краника. Причина такого поведения – разрушение керамических пластин, с помощью которых производится регулировка подачи. На какие только ухищрения не идут владельцы – и глушат патрубок подачи жидкости на лето, и устанавливают водопроводные полуоборотные краны, которые можно приобрести за копейки. Правда, необходимо делать переходники для их подключения.
Радиаторы системы
Когда выполняется на автомобиле ВАЗ-2106 ремонт, система охлаждения редко отключается. Исключение – снятие двигателя. В этом случае потребуется сливать жидкость и отсоединять патрубки, идущие на радиаторы печки и охлаждения. Что такое радиатор? Это две небольшие емкости, которые располагаются в горизонтальной плоскости. По вертикали между ними проложены металлические трубки – ячейки. Горячая жидкость подается в верхнюю емкость, поступает в десятки тонких ячеек, что позволяет ей быстрее остыть.
Материал для изготовления радиаторов – медь, бронза, латунь, пластик. Из последнего делают только верхнюю и нижнюю емкости. Для увеличения эффективности отдачи тепла между ячейками находится несколько сотен тончайших пластин. За счет того что площадь увеличивается, улучшается и теплоотдача радиатора. Устройство основного радиатора и того, который находится в печке, одинаково. Но есть мелкая особенность первого – к нему произведено подключение расширительного бачка. Вся лишняя жидкость вытесняется из радиатора и поступает в бак.
Вентилятор обдува радиатора
Он служит для увеличения эффективности системы охлаждения. С его помощью создается мощный поток воздуха. Система охлаждения радиатора ВАЗ-2106 может быть построена с использованием вентилятора либо с механическим приводом, либо с электрическим. Последний устанавливается на более ранние модели. Его преимущество в том, что он работает только в тех случаях, когда температура жидкости достигает критического значения. А вот вентилятор с механическим приводом (он просто монтируется на ротор помпы) производит обдув постоянно, независимо от того, какая температура в системе охлаждения. Это делает его использование в холодную погоду весьма неудобным.
Термостат
Это небольшой прибор, с помощью которого производится переключение потоков жидкости между кругами охлаждения. Его состав весьма простой – обычная биметаллическая пластина, а также небольшая конструкция из пружин. При достижении определенной температуры происходит медленная деформация пластинки, которая двигает клапан. Положение последнего по умолчанию производит циркуляцию жидкости по малому кругу. Следовательно, при поломке неизбежно закипание антифриза. Ранее была рассмотрена детально система охлаждения ВАЗ-2106, схема циркуляции антифриза по ней. В случае поломки термостата можно его и вовсе исключить из системы. Правда, жидкость будет двигаться только по большому кругу, зимой прогрев двигателя окажется очень долгим. Результат – неправильная работа мотора и холодный салон автомобиля.
Система охлаждения Ваз 2106
Схема системы охлаждения двигателя Ваз 2106: 1 – шланг подвода охлаждающей жидкости в радиатор отопителя; 2 – шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 3 – кран отопителя; 4 – радиатор отопителя; 5 – трубка отвода жидкости; 6 – шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы; 7 – расширительный бачок; 8 – подводящий шланг радиатора; 9 – пробка радиатора; 10 – верхний бачок радиатора; 11 – трубка радиатора; 12 – электровентилятор; 13 – нижний бачок радиатора; 14 – отводящий шланг радиатора; 15 – насос охлаждающей жидкости; 16 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 17 – термостат; 18 – перепускной шланг термостата.
Положение клапанов термостата Ваз 2106 при различной температуре охлаждающей жидкости: I – из головки блока цилиндров; II – к насосу охлаждающей жидкости; III – от нижнего патрубка радиатора; 1 – основной клапан, 2 – перепускной клапан.
Ваз 2106 устройство системы охлаждения
Система охлаждения двигателя Ваз 2106 – жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией. На холодном двигателе жидкость циркулирует по «малому кругу». В него входят рубашки охлаждения блока и головки цилиндров двигателя, насос охлаждающей жидкости, термостат, а также радиатор отопителя, когда его кран открыт. При достижении температуры жидкости 80–85° приходят в действие два клапана термостата, перекрывая малый круг и открывая жидкости путь через радиатор двигателя, который интенсивно обдувается встречным потоком воздуха при движении, а также при помощи электровентилятора.
Радиатор Ваз 2106 состоит из двух горизонтальных бачков, соединенных между собой трубками. Для лучшего теплоотвода на них напрессованы пластины. Жидкость подается в радиатор через верхний патрубок, а отводится через нижний.
Проходя через радиатор, жидкость охлаждается, после чего снова поступает в двигатель. Изменение объема охлаждающей жидкости Ваз 2106 при ее нагреве или охлаждении компенсирует расширительный бачок. Для визуального контроля уровня охлаждающей жидкости бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена.
Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами пробки заливной горловины радиатора. На горячем двигателе выпускной клапан поддерживает повышенное давление в системе. За счет этого повышается температура кипения жидкости. При ее остывании открывается впускной клапан, пропуская часть жидкости из расширительного бачка в радиатор и тем самым компенсируя уменьшение объема жидкости. В пробке расширительного бачка имеется отверстие, поэтому в его внутренней полости давление всегда атмосферное.
Насос охлаждающей жидкости (помпа Ваз 2106) центробежного типа. Корпус насоса – алюминиевый, разборный, состоит из двух частей. Валик насоса вращается в двухрядном подшипнике закрытого типа, не требующем обслуживания. На передний конец вала напрессован фланец шкива привода насоса – клиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
В последнее время автомобили комплектуются радиаторами с пластмассовыми бачками и алюминиевой сердцевиной. Не рекомендуется заливать в систему охлаждения двигателя Ваз 2106 воду. Это приводит к образованию накипи на стенках системы, коррозии деталей, ухудшению теплообмена и сокращению ресурса уплотнения водяного насоса, а в зимний периуд времени неработоспособности двигателя в целом.
Система охлаждения ваз 2106 1988 г
Конструкция автомобилей ВАЗ 2106, ремонт, эксплуатация, обслуживание
29.09.2015 22:34 — дата обновления страницы
Наши дополнительные сервисы и сайты:
г. С аратов
поддержка проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку! И мы разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на e-mail
Система охлаждения показана на рис. 2-60. Проверка уровня и плотности жидкости в системе охлаждения
Правильность заправки системы охлаждения проверяется по уровню жидкости в расширительном бачке, который на холодном двигателе (при 15-20 °С) должен находиться на 3-4 см выше метки , нанесенной на расширительном бачке.
Уровень охлаждающей жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при нагревании ее объем увеличивается и у прогретого двигателя уровень жидкости может значительно подняться.
При необходимости проверьте ареометром плотность охлаждающей жидкости, которая должна соответствовать для жидкости Тосол А-40 1,078-1,085 г/см3.
Если уровень жидкости в бачке ниже нормы, а плотность выше нормы, то доливайте дистиллированную воду.
Если плотность жидкости в системе охлаждения ниже нормы, а автомобиль будет эксплуатироваться в холодное время года, то необходимо заменить охлаждающую жидкость.
Заправка системы охлаждения жидкостью
Заправка производится при смене охлаждающей жидкости или после ремонта двигателя. Операции по заправке выполняйте в следующем порядке:
— снимите пробки с радиатора и расширительного бачка, откройте кран отопителя;
— залейте охлаждающую жидкость (9,6 л) в радиатор (жидкость заливается до тех пор, пока она не будет выливаться из горловины) и поставьте на место пробку радиатора;
— долейте оставшуюся жидкость в расширительный бачок и закройте его пробкой;
— запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу 1-2 мин для удаления воздушных пробок.
Рис. 2-60. Система охлаждения: 1 — трубка отвода жидкости от радиатора отопителя в насос охлаждающей жидкости; 2 — шланг отвода горячей жидкости из головки цилиндров в радиатор отопителя; 3 — перепускной шланг термостата; 4 — выпускной патрубок рубашки охлаждения; 5 — подводящий шланг радиатора; 6 — расширительный бачок; 7 — рубашка охлаждения; 8 — пробка радиатора; 9 — радиатор; 10 — кожух вентилятора; 11 — вентилятор с электроприводом; 12 — резиновая опора радиатора; 13 — шкив привода насоса охлаждающей жидкости; 14 — отводящий шланг радиатора; 15 -ремень привода насоса; 16- насос; 17 — шланг подачи, охлаждающей жидкости в насосе; 18 — термостат. Стрелками указано направление движения жидкости.
После остывания двигателя проверьте уровень охлаждающей жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе охлаждения нет следов подтекания, то долейте жидкость.
Регулировка натяжения ремня привода насоса
Натяжение ремня проверяется прогибом между шкивами генератора и насоса или между шкивами насоса и коленчатого вала. При нормальном натяжении ремня прогиб А (рис. 2-61) под усилием 98,1 В (10 кгс) должен быть в пределах 10-15 мм, а прогиб В в пределах 12-17 мм.
Рис. 2-61. Схема проверки натяжения ремня привода насоса
Для увеличения натяжения ремня ослабьте гайки крепления генератора, сместите его от двигателя и затяните гайки.
Насос охлаждающей жидкости
Разборка. Для разборки насоса:
— отсоедините корпус насоса от крышки 6 (рис. 2-62);
— закрепите крышку в тисках, используя прокладки, и снимите крыльчатку с валика съемником А.40026 (рис. 2-63);
— снимите ступицу 2 (рис. 2-64) шкива с валиком при помощи съемника А.40005/1/5;
— выверните стопорный винт 5 (рис. 2-62) и выньте подшипник с валиком насоса;
— удалите сальник 8 из крышки 6 корпуса
Контроль. Проверьте осевой зазор в подшипнике. Эту операцию нужно делать обязательно, если отмечается значительный шум насоса. Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 Н (5 Кгс). При большом зазоре подшипник замените.
Рис. 2-62. Продольный разрез насоса охлаждающей жидкости: 1 — корпус; 2 — подшипник; 3- шкив 4 ступица шкива 5 стопорный винт подшипника; 6 — крышка, 7 валик, 8- сальник 9 — крыльчатка.
Рис 2-63. Снятие крыльчатки насоса: 1 съёмник А. 40026; 2 — крыльчатка.
Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при ремонте рекомендуется заменять.
Осмотрите корпус и крышку насоса. Деформации или трещины на них не допускаются.
Рис. 2-64. Снятие ступицы шкива: 1 — крышка корпуса насоса; 2- ступица шкива; 3-съёмник А.40005/1/5.
Сборка.. Сборку насоса производите в следующем порядке:
— установите оправной сальник, не допуская перекоса, в крышку корпуса;
— запрессуйте подшипник с валиком в крышку так, чтобы гнездо стопорного винта совпало с отверстием в крышке корпуса насоса;
— заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры гнезда, чтобы винт не ослабевал;
— напрессуйте с помощью приспособления А.60430 (рис. 2- 65) на валик ступицу шкива, выдержав размер 84,4+0,1 мм. Ступицу из металлокерамики напрессовывают каждый раз новую;
Рис. 2-65. Напрессовка крыльчатки на валик насоса приспособлением А.60430: 1-опора; 2-валик насоса; 3-крышка корпуса насоса, 4 -стакан, 5 установочный винт.
— напрессуйте крыльчатку на валик с помощью приспособления А.60430, обеспечивающего технологически зазор между лопатками крыльчатки и корпусом насоса 0,9-1,3 мм;
— соберите корпус насоса с крышкой, установив между ними прокладку.
У термостата следует проверять температуру начала открытия основного клапана и ход основного клапана.
Для этого термостат установите на стенде БС-106.000, опустив в бак с водой или охлаждающей жидкостью. Снизу в основной клапан 9 (рис. 2-66) уприте кронштейн ножки индикатора.
Начальная температура жидкости в баке должна быть 73- 75 °С. Температуру жидкости постепенно увеличивайте примерно на 1 °С в минуту при постоянном перемешивании, чтобы она во всем объеме жидкости была одинаковой.
Рис. 2-66. Термостат: 1. — входной патрубок (от двигателя); 2 — перепускной клапан; 3 — пружина перепускного клапана; 4- стакан; 5-резиновая вставка; 6- выходной патрубок; 7- пружина основного клапана; 8 — седло основного клапана; 9 — основной клапан; Ю — держатель; П — регулировочная гайка; 12 — поршень; 13-входной патрубок (от радиатора); 14 — наполнитель; 15 — обойма. Д — вход жидкости от двигателя; Р-вход жидкости от радиатора; Н — выход жидкости к насосу.
За температуру начала открытия клапана принимается та, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм.
Термостат необходимо заменять, если температура начала открытия основного клапана не находится в пределах 81+5оС или ход клапана менее 6,0 мм.
Простейшая проверка термостата может быть осуществлена на ощупь непосредственно на автомобиле. После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний бачок радиатора должен нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости находится примерно на расстоянии 3-4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует 80-85 °С.
Снятие с автомобиля:
— слейте жидкость из радиатора 1 (рис. 2-67) и блока цилиндров, удалив сливные пробки в нижнем бачке радиатора и на блоке цилиндров; кран отопителя салона при этом откройте, а пробку 2 радиатора удалите с наливной горловины;
Чтобы не повредить радиатор, отворачивая сливную пробку 7 нижнего бачка, вторым ключом поддерживайте штуцер пробки, впаянный в радиатор. Пробку отворачивайте торцовым или накидным ключом, чтобы не повредить грани пробки. — отсоедините шланги от радиатора и провода от электродвигателя 4 и его датчика 6
— отверните болты и снимите кожух 5 вентилятора с электродвигателем 4
— выньте радиатор из отсека двигателя, отвернув болты крепления его к кузову.
Рис. 2-67. Детали радиатора и вентилятора с электроприводом: 1- радиатор; 2 — пробка радиатора; 3 — вентилятор; 4 — электродвигатель вентилятора; 5 — кожух вентилятора; 6 — датчик включения электродвигателя вентилятора; 7-сливная пробка радиатора; Моющие средства для чистки
форсунок в ультразвуковых ваннах и на стендах
широкого применения
для дезинфекции на объектах железнодорожного транспорта, пищевой промышленности, ЛПУ, ветеринарного надзора
для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.
ручной профессиональной мойки в широком ассортименте серии Фаворит
для бесконтактной мойки, активные пены, предназначенные для автомоек в широком ассортименте
Источники:
http://www.vazbook.ru/06/2106/main/system/ustroystvo-sistemy-ohlazhdeniya-dvigatelya
http://vaz-remzona.ru/shema-ohlazhdeniya-vaz-2106/
http://avtovx.ru/dvigatel/sistema-ohlajdeniya-vaz-2106-147/
http://fb.ru/article/191877/sistema-ohlajdeniya-vaz—sistema-ohlajdeniya-dvigatelya-vaz-
http://remocars.ru/vazman/2106/sistema-ohlazhdeniya/sistema-ohlazhdeniya-vaz-2106.html
http://www.matrixplus.ru/index8-011.htm